|
|
|
|
Что такое — зрение? |
|
|
|
|
Как мы видим и что такое — зрение Все живые существа имеют органы чувств, при помощи которых они получают информацию об окружающей их среде, в том числе — виртуальной. Это позволяет им правильно ориентироваться в пространстве. Одним из органов чувств является зрение. Посредством зрения мы можем оценить наибольшее число свойств окружающих нас предметов, обследовать огромные пространства, недоступные другим органам чувств. Посредством зрения мы определяем геометрические очертания предметов и расстояния между ними; количество и качество испускаемого ими или отраженного от них излучения — яркость и цветность. Форму, объем и глубину мы можем оценивать также осязанием. Однако, осязательный образ, по сравнению со зрительным, груб. Зрительно мы воспринимаем свет от звезд, находящихся от нас на расстоянии миллиардов километров, и различаем невооруженным глазом штрихи, отстоящие друг от друга на расстояние, равное долям миллиметра. Глаз обнаруживает на гладкой поверхности малейшие неровности, соизмеримые с длинной волны света, т.е. равные десятичным долям миллиметра. Ни один оптический прибор не имеет такой высокой чувствительности к свету, как глаз. Но глаз человека способен оценивать также качество излучения — его цветность. Восприятие количества излучения (интенсивности света) и качества излучения (цветности) едино и определяется как восприятие цвета. Цвет придает зрительным образам необычайное богатство и тонкость, он оказывает глубокое эмоциональное воздействие. Колористика — наука о цвете, включающая в себя, знания о природе цвета, основных составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. Ни для кого не секрет, что колористика как наука о цвете, во многом определяет нужное направление в создании графического дизайна. Трудно поставить под сомнение важность правильного подбора цвета в создании той или иной публикации. Но мало кто знает, что цвет является практически основополагающим критерием, определяющим сущность создаваемой публикации. На самом деле любая графическая работа — это, прежде всего, цвет (в любом его проявлении). Физики давно установили, что цвет — явление материальное, так как каждый цвет обладает определенной длиной волны. Но, к сожалению, физиология цветового зрения до сих пор изучена недостаточно хорошо. Из предложенных гипотез и теорий о цвете, наибольшее распространение получила трехкомпонентная теория Ломоносова-Юнга-Геймгольца. Известно, что цветовое восприятие у человека происходит посредством зрительного анализатора, т.е. глаза, с последующим анализом и синтезом в коре головного мозга, таким образом, позволяя дифференцировать множество оттенков. По различным данным, человек способен различать около 1,5 миллионов цветовых оттенков. Всего же в мире их известно порядка 7 миллионов оттенков. О сущности цветового восприятия задумывались многие художники и мыслители на протяжении всей истории человечества. С развитием науки совершенствовалось и оттачивалось научное обоснование понятия гармонии цвета. Написано немало трактатов о цвете, в том числе и философских. Одним из самых величайших открытий в этой области является цветовой круг Иоганна Гете (Goethe). Того самого Гете, которого мы знаем, как великого немецкого поэта и который сам писал о себе:«Я всю жизнь занимался цветом и только иногда писал стихи». Именно Гете принадлежат слова:«Художником можно стать, а колористом надо родиться». Этой фразой великий ученый и философ подчеркивал, какое значительное место в нашей жизни принадлежит цвету. По грандиозности, открытие Гете, приравнивается учеными к Периодической системе химических элементов Менделеева. Этот круг еще называют «магическим», так как Гете сумел рассчитать математическое соотношение гармонии цветов. Оказывается, понятие гармонии в цветах, как и все в этом мире, подчиняется строго определенным правилам. Публикация, например, будет выглядеть гармонично, если все присутствующие в ней цвета в своей сумме составят серый, комплиментарный цвет. Это особый цвет, при котором наш зрительный нерв не раздражается, а отдыхает. На такой дизайн можно смотреть сколь угодно долго, и он будет приятен, прежде всего, на подсознательном уровне. Грубо говоря, большинство людей, будут положительно высказываться о таком изображении, даже не осознавая истинных причин своего отношения. В «Теории цветов» Гете говорит, что желтый цвет «радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло». Многим хочется смеяться, когда они глядят сквозь желтое стекло. Синий цвет «представляет все в печальном свете». Красный придает пейзажу страшный вид. «Вот цвет, который покроет небо и Землю в Судный день». Зеленый выглядит очень неестественно. Воган Корниш (Vaughan Cornish) пытался разграничить природные цвета на дающие ощущение «тепла» и ощущение «холода». Он нашел, что красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый принадлежат к первой группе, а сине-зеленый, синий и фиолетовый — ко второй. Цветовое зрение — результат длительного развития органа зрения, которое происходило при взаимодействии живого существа с окружающей природой. Цветовым зрением кроме человека обладают далеко не все даже очень высокоразвитые живые существа. Ощущение цвета возникает в результате излучения энергии телами и действия ее на глаз. Одна из внутренних оболочек глаза — сетчатка, состоит из огромного числа мельчайших окончаний волокон зрительного нерва, связывающего глаз со зрительными участками коры головного мозга. При действии излучения на глаз в светочувствительных элементах сетчатки происходят электрохимические превращения, которые вызывают в волокнах зрительного нерва импульсы биотоков. Импульсы передаются в мозг, в результате чего возникает ощущение цвета. Из сказанного следует, что в явлении цвета, можно выделить три основные процесса: Физический — излучение энергии; Физиологический — возбуждение этой энергией, нервных клеток органа зрения; Психологический — восприятие цвета. Психологические аспекты восприятия зависят от опыта наблюдателя, его зрительной памяти, его отношения к предмету наблюдения и т.д… Психологические аспекты восприятия достаточно важны для представления любой информации, но рассматривать их здесь, мы не будем. Физиологические аспекты. Физиологи считают, что в сетчатке глаза имеются три вида светочувствительных элементов, различающихся тем, что они по-разному чувствительны к излучению различных длин волн. При этом действие излучения на элементы каждого из видов приводит к возникновению ощущений вполне определенных цветов. При действии на элементы, чувствительные к коротко-, средне- и длинноволновым излучениям, возникают ощущения соответственно синего, зеленого и красного цветов. Цвет определяется соотношением величин раздражения элементов трех типов. Величины этих элементов, можно измерить. Таким образом, любому цвету соответствует три, вполне определенные, величины возбуждения и, наоборот, каждым трем величинам возбуждения, соответствует вполне определенный цвет. Эта особенность цветового зрения используется для создания систем измерения и классификации цветов. Такие системы называются колориметрическими, т.е. цветоизмерительными. Вместо длинного и неточного словесного описания каждый цвет выражается тремя числами — цветовыми координатами. Но в большинстве случаев, мы используем для обозначения цвета такие термины, как красный, оранжевый, желтый и т.д…, а по мере необходимости добавляем:насыщенный, ненасыщенный, бледный. Благодаря этим обозначениям нами характеризуется цвет во всем его разнообразии. Когда мы говорим о яркости цвета (темный или светлый), мы имеем в виду его густоту, которая не меняет оттенка. Эти описания многословны и неточны. Чтобы добиться точности в наших наблюдениях, мы должны, прежде всего, ознакомиться с инструментом, которым нам приходится пользоваться, а именно — с человеческим глазом...
|
|
|
|
|
Ассоциативность и влияние цвета на человека
Ассоциативность и влияние цвета на человекаДействие цвета на человека, обусловлено как непосредственным влиянием на сознание или подсознание индивидуума, так и ассоциациями, которые вызывают цвета в связи с предшествующей практикой человека.Единой системы ... |
|
Немного о цветовых моделях
Цветовые моделиИнформация, которой манипулирует Photoshop для воссоздания в своем рабочем пространстве изображения, хранится в цветовых каналах файла изображения. То, каким образом распределена информация по каналам, содержимое которых формирует изображен ... |
|
Принципы отражения световых волн и их длина
Принципы отражения световых волн и их длинаЧто же, на самом деле представляет собой цвет?Допустим, если мы посмотрим, на какой-либо предмет, например чашку и, попытаемся ее охарактеризовать, то, скажем примерно следующее:он маленькая, цилиндрической формы ... |
|
Цвета в Photoshop
Из этой статьи вы узнаете много интересного о трех базовых цветах в Photoshop.
|
|
Особенности дизайна цвета в вэб-графике
Открывая сайт пользователь Интернета формирует свое первое мнение о нем в течении первых 9 -10 секунд. Главным фактором, который пользователь воспринимает в это время, является цвет и его сочетание. Именно поэтому так важно правильно выбрать соответствие ... |
|
|
|
|
|